Интервью с Еленой Хангой

Yelena-Hanga

Елена Ханга, известная российская журналистка, ведущая передач «Про это» и «Принцип домино», ставших культовыми, а также участница многих других популярных телепроектов, и просто женщина, олицетворяющая интеллигентность и хороший вкус, возглавляет оргкомитет фестиваля «Мастер-Джем». Елена Абдулаевна делится своими мыслями о единственном в своём роде фестивале с посетителями сайта master-jam.com. Вопросы ей задаёт координатор проекта Влад Чубарев:

 

— Что для Вас спонтанность?

 

— Спонтанность — это импровизация. Спонтанность хороша в музыке. Спонтанность хороша, когда у человека есть чувство юмора, и он реагирует спонтанно. Мне нравился за это КВН когда-то, лет 20 назад, когда только появились одесские джентльмены, вот они были спонтанные. Спонтанность хороша в отношениях мужчины и женщины. Спонтанность вообще как-то освежает жизнь.

 

— Вы — спонтанный человек?

 

— К сожалению, не очень, но я завидую тем, кто обладает этим даром.

 

— Были ли в Вашей жизни какие-то спонтанные решения, которые оказывались наилучшими?

 

— Я — Телец, поэтому очень близка к земле и мне как-то спокойнее, когда твердо стою на ногах и, вы знаете, с возрастом начинаю жалеть, что когда-то не позволила себе очень многого потому, что я — основательная и боялась парúть. Как известно «рожденный ползать летать не может» (смеется). Но получать удовольствие от того как другие летают я могу.

 

— Может быть, именно это и побудило Вас стать главой оргкомитета фестиваля-конкурса джазовой импровизации «Мастер-Джем»?

 

— Ой, ну я не считаю себя Главой оргкомитета! Это организаторы меня называют главой, а я себя считаю примкнувшей к Вашему замечательному фестивалю и буду им восхищаться, чем смогу помогу, потому что мне кажется, что вы, молодёжь, — есть настоящий локомотив. А мы сидим в вагоне первого класса (смеется).

 

— Джаз — направление не новое, поэтому Вам, вероятно, даже и виднее, чем молодёжи.

 

— Ну, понимаете, я подразумеваю людей, которые будут участвовать. Это, конечно же, в первую очередь ваш праздник. Это удовольствие ни с чем несравнимой импровизации, когда ты без слов понимаешь партнёра — в первую очередь для вас. Это ощущение я могу сравнить с тем ощущением счастья, когда меня приглашали на некоторые выпуски передачи «Взгляд», когда она только-только начиналась, или когда создавалась передача «Про это». Тогда собрались талантливые люди, инициативные, которые были очень доброжелательны, которые прислушивались друг к другу и понимали друг друга с полузвука. И вот, в конце дня дико уставшие мы понимали, что передача получилась и всем это понравится. Вот это, наверно, — счастье. Какое дать определение счастью? Это — когда у тебя и твоей творческой группы получилась хорошая передача. Каждый раз, когда музыканты садятся играть джем-сейшн — не знакомые или мало знакомые люди, а то и наоборот хорошие друзья — вот они без слов друг друга понимают, помогают друг другу, дополняют, развивают мысль, и всё это приводит в восторг зрителей. Вот это — такое же счастье. Если можно было бы из этого чувства делать выжимку, растирать в порошки и продавать, например, в аптеке, то, знаете, пропали бы наркотики, вот этот бизнес пропал бы потому, что ощущение, которое, наверное, получают любители наркотика можно получить просто, когда у тебя получается хорошая импровизация.

 

— Вы упомянули передачу «Про это»... Эта передача ведь стала прорывом в своё время? И то, что Вы стали её ведущей говорит о том, что вы открыты для нового?

 

— Да!

 

— И этот фестиваль-конкурс, который организовывается — это, действительно, первый такой опыт и в целом мире такого ещё не делали

 

— Да.

 

— Как Вы думаете, может ли такой проект вернуть моду на джаз, оживить традиции спонтанного джаза и внести в мировой музыкальный процесс нечто новое, живое, свежее, настоящее?

 

— Ну, конечно же. Это — его миссия, задача. Но, во-первых, я думаю, что мода на джаз никогда и не проходила. Просто она — для избранных. Не в том смысле, что это мода какая-то элитарная. А в том, что «попса» требует гораздо меньшего напряжения или работы души. Например, ребёнка можно повести в хороший ресторан с хорошей домашней или высокой кухней, а можно повести в МакДональдз. Так вот, ты ни чем не «перебьёшь» Макдональдс, и поэтому не стоит даже пытаться этого делать. А джаз всегда любили люди, у которых открытая душа, которые мыслят неординарно, которые любят импровизировать, которые плюются при слове «фанера», которые готовы к тому, чтобы попробовать что-то необычное. Ведь джаз бывает разный: латиноамериканский джаз, холодный джаз, мейнстрим, фьюжн — столько всего разного. Им увлечены люди всегда молодые, которые стремятся к чему-то. Под словом «молодые», я подразумеваю молодые душой. Например, когда я смотрела на ваш джаз-карнавал в Одессе, там были люди самых разных возрастов. И мне кажется, что если наша отечественная попса за пределами нашей страны, конечно же, никого не интересует в принципе и дело даже не в языке, то наши джазовые исполнители вполне могут выступать на джазовых площадках всего мира и будут приняты там. Они — конвертируемая валюта, в отличие от «валюты» поп-исполнителей, имеющей хождение только на территории нашей страны.

 

— Вы упоминали КВН. Михаил Павлович (прим. интервьюера: М.П.Фрейдлин — автор проекта «Мастер-Джем-Фест») также называет «Мастер-Джем» «КВНом для музыкантов»

 

— Правильно, настоящий КВН, правильно.

 

— Сейчас модны проекты: танцы со звёздами, танцы на льду, цирк... И вот как получается со всеми этими проектами: прошёл «Танцы со звёздами» по телеканалам — возникает новый импульс для того, чтобы танцы снова стали модными. Может ли произойти то же самое с джазом? Может ли благодаря нашему проекту джаз перекочевать в большей степени в массовую культуру?

 

— Нет-нет. Не перекочует. Почему «Танцы со звездами» смотрят? Потому, что там танцуют звезды, люди попсы, какие-то актёры раскрученные. Интересно смотреть как люди, которые не умели месяц назад танцевать, вдруг научились этому на проекте. В джазе мало таких раскрученных людей, что называется из попсы, из актёров, из массовой культуры — это раз. Во-вторых, я, не верю, что джазу и импровизации можно научить, как можно научить танцу. Вот посмотрите: есть столько великолепных академических, классических музыкантов, но они совершенно не умеют играть джаз. Приведу пример: к моей дочке ходила очень хорошая учительница музыки, она, по-моему, в Гнесинке преподавала ещё параллельно, и учила её музыке, как всех нас с пяти лет пытали. И я её попросила, говорю: «А Вы можете научить джазу — ну каким-то лёгким вещам, импровизации...» Она сказала: «Ой, что Вы!? Это совсем другая группа мышц работает! Это — не ко мне». И тут я поняла, что умение правильно играть гаммы, знать сольфеджио и выучивать наизусть какие-то сложнейшие вещи совершенно не дает тебе пропуск в мир джаза. Сейчас я буду говорить банальности, это — состояние души. Это — или у тебя есть, или у тебя нет. Здесь можно провести сравнение, наверное, с человеком у которого полностью отсутствует сексапильность — ну если этого нет, этому не научишь. А вот есть люди, которые и толстые и страшные, ну вообще посмотришь — господи!.. Но он прошёл и всё — все смотрят и все чувствуют, от него или от неё вот эта сексапильность исходит — это врождённое! Мне кажется, что джаз — это такое же. Но получать удовольствие от джаза может любой человек. Он может ухо натренировать, если ему объясняют красоту и чем дольше слушает, тем больше понимает, больше получает удовольствие от процесса. Можно понять игру в шашки или шахматы, но это не значит, что ты сам великолепно сможешь играть. Поэтому я не думаю, что стоит вообще пытаться это делать как «Танцы со звездами». Это совершенно разные проекты.

 

— Очень интересное сравнение вы сделали...

 

— С сексом, наверное?

 

— Да, именно. С сексапильностью...

 

— Это, знаете, как с чувством юмора — или оно есть или его нет.

 

— Я слышал, что Вы тоже учились играть на фортепиано в детстве.

 

— Да, и я как раз в частности говорила и о себе. Научиться играть я смогла, а научиться импровизировать — нет. При этом я очень люблю слушать, как это делают «посвящённые».

 

— Видимо, это также способствовало тому, что Вы заинтересовались проектом?

 

— Конечно. Ну а, кроме того, ещё то, что он происходит в Одессе — сочетание юмора, погоды, этой жизнерадостности, спонтанности! У меня было несколько приключений в Одессе очень спонтанных, о которых я не могу Вам сейчас рассказать — произошло это в молодости, и мне кажется, как те приключения, которые со мной произошли, так и этот фестиваль: он может быть только в Одессе.

 

— То есть Вы считаете, что место проведения фестиваля выбрано верно?

 

— Вот прямо в цель! Прямо в яблочко! Больше нигде! По-моему, в холодной стране — ну никак! То есть можно, конечно, но такого наслаждения ты не получишь. Другое дело, когда это у моря, когда все расслабленные, уже разогретые солнцем, хорошей едой! А эти одесские женщины, девушки, они вообще ни с чем несравнимы! Неожиданность, внезапность! Когда я прихожу к вам на Привоз, и когда со мной разговаривают, я поражаюсь этой спонтанности. Шла я как-то по Привозу и ко мне обращается женщина с одесским акцентом: «Скажите, я правильно Вас узнала?». Вот это я имею в виду. Мне кажется, Одесса очень удачно подобранное место.

 

— Вы после «Джаз Карнавала в Одессе» в 2010 году говорили что-то о бренде «одесситка».

 

— Да, совершенно верно! Знаете, вот во Франции говорят: «Ах, женщина! Парижанка!». Может быть, я язык французский не знаю, но я не смогла оценить до конца прелесть парижанок. А вот прелесть одесситок оценила! Вот уж где спонтанность, красота, небрежность, и в этом — шик, с завистью говорю я.

 

— Как Вам кажется, чем данный фестиваль-конкурс может быть привлекателен для исполнителей со всего мира?

 

— Ну, по-моему, я не видела ещё нигде в мире такого соревнования. Джем-сейшны видела, но чтобы это было соревнование, вот такого я не встречала — во-первых. А во-вторых — это уникальная возможность приехать в Одессу вот так просто. Вот как человек, живущий там — в далёком Сингапуре, в Нигерии, в Америке и т.д., вдруг поедет в Одессу? Ну вот не понятно, от чего на полном серьёзе купить билет и поехать! Одесса, она, конечно, очень известна на территории СНГ. Но сказать, что где-то за пределами страны этот бренд перебивает, к примеру, Питер, Москву, или Киев, было бы преувеличением. Но, мне кажется, что «Мастер-Джем» — это замечательный повод и насладиться великолепным джазом, и познакомиться с «жемчужиной у моря», я бы даже сказала не только Украины, а и всего СНГ.

 

— Какое из направлений джаза, представленных в программе фестиваля Вам ближе всего?

 

— Мне ближе всего мейнстрим.

 

— Свинг и бибоп? То, что будет в первый день?

 

— Да. Я люблю мейнстрим, блюз, я также люблю госпел. Там столько всего может быть представлено...

 

— Вы ведь в детстве слушали много госпела ещё на пластинках?

 

— Да, я выросла на Арете Франклин.

 

— А вот скажите, пожалуйста, каковы Ваши критерии для определения действительно качественной импровизации? Как по-Вашему отличить импровизатора среднего уровня от настоящего бриллианта?

 

— А очень просто: вот если у меня идет мороз по коже, то это — действительно хорошо, а если ты вроде как слушаешь и хорошо, но дух не захватывает, то это значит, что это хорошо разученное чужое. Что тоже имеет право на существование, но вот восторга не вызывает.

 

— Спасибо Вам за Ваши ответы! Хочу задать последний абстрактный вопрос: вот если сравнивать нашу жизнь с джем-сейшном — политическую ситуацию в мире положение вещей в обществе вообще, ценности человеческие, нравы, каким, по-Вашему, должен быть джем-сейшн, чтобы на планете было комфортно и светло, чтобы у людей была гармоничная система ценностей. Чтобы люди умели отличить то, что действительно ценно в этой жизни...

 

— Джем-сейшн должен быть таким, каким он должен быть всегда — после которого, независимо от того, в какой ты стране живешь, какой ты религии, национальности, какого ты цвета, хочется обняться, поцеловаться и сказать, что нужно встретиться и сделать это ещё. Вот когда такой джем-сейшн будет, тогда и мир будет лучше, потому, что только люди, которые друг друга чувствуют, понимают, только у них получится хорошая сессия. Ведь она всегда как заканчивается? Все смеются, пожимают руки и идут выпивать вместе. Вот так должно быть и у нас в Одессе. Видите, я уже говорю «у нас» (смеется).

 

— Таки да! И дай Бог, чтобы вышло по-Вашему!

 

— Дай Бог!

Будем признательны за отзыв!

Наши друзья
Наши друзья
Наши друзья
Наши друзья
Наши друзья